Офисные зомби, как распознать и не стать таким же

Они живут среди нас, эти люди с тяжелой походкой и пустыми глазами. Коллега, зависший у кофемашины, менеджер, бесцельно смотрящий в окно, и им подобные – это зомби, армия тех, кто работает без вдохновения.

Таких «мертвецов на рабочем месте» больше, чем можно себе представить. По данным исследования, проведенного компанией Aon Hewitt, меньше четверти работающих людей во всем мире «очень» вовлечены в то, что они делают, и всего лишь 39% признают, что интересуются своей работой на «среднем» уровне.

Таким образом, впечатляющие пять миллионов человек из опрошенных Aon признались, что происходящее на работе им «безразлично». Можно сказать, что они «бесцельно бродят по офисным коридорам, как ожившие мертвецы», хотя могли бы быть ценными сотрудниками, полными жизни и новых идей.

Почему это так важно?

Даже если не задумываться о том, насколько трагична судьба людей, проводящих по восемь часов в день за занятием, которое им абсолютно неинтересно, подобная ситуация влияет на общество в целом. Когда уровень вовлечения среди сотрудников невысок, для компании это оборачивается ускоренной текучкой кадров, частыми прогулами и низкой удовлетворенностью клиентов.

По данным Gallup, работники-зомби обходятся американскому бизнесу в $550 млрд каждый год.

Последствия этой ситуации для экономики в более широком смысле: низкие результаты в бизнесе приводят к снижению национального благосостояния, что, в свою очередь, влечет за собой снижение общего уровня жизни.

Всему виной конкуренция, объясняет аналитик Всемирного экономического форума Ксавье Сала-И Мартин (Xavier Sala-I Martin). «Страны, в которые уровень конкуренции выше, работают продуктивнее, следовательно, им проще удовлетворять социальные запросы своих граждан», – считает он.

Проще говоря, вовлечение влияет на продуктивность, что приводит к процветанию – то есть общество становится справедливее и счастливее.

Что же лишает работников их жизненной силы?
Один из усиливающихся трендов – растущее беспокойство по поводу перемен на рынке труда и грядущей автоматизации. Как сказал Кен Оэлер (Ken Oehler) из Aon Hewitt отметил: «В свете быстрого технологического прогресса, который угрожает безопасности рабочих мест, падает вовлеченность сотрудников в работу, и эта тенденция будет только усиливаться».

Другие перемены тоже не улучшают ситуацию: запреты на въезд и другие миграционные ограничения приводят к неопределенности, так как принципы развития специалистов меняются, но люди не могут претендовать на работу за рубежом, ради которой они учились.

Страдает и сфера подготовки кадров. Организации не в состоянии грамотно обучать, проводить переподготовку и повышать квалификацию своих сотрудников, в то время как позиции меняются все быстрее, контракты уменьшаются, а традиционные пункты резюме теряют свое значение.

Затем идут права трудящихся – или, если точнее, их полное отсутствие. Вряд ли стоит удивляться отсутствию энтузиазма у сотрудников, когда зарплаты не успевают за ростом цен, и в любой момент люди могут остаться без работы. Возможно, за гибкостью будущее, однако всем уже стало понятно, что не стоит достигать ее ценой экономической стабильности.

Однако зомби-апокалипсис можно предотвратить. Пусть лишь небольшая часть кадровых ресурсов мира – всего 62% работников – получают достойное развитие, но люди не обязаны просто ждать, пока их постигнет печальная участь.

Если вы чувствуете, что теряете интерес к работе, есть определенные действия, которые можно предпринять, чтобы найти или удержать любимую работу. По мнению Стефана Кэсриэля (Stephane Kasriel), гендиректора сайта о фрилансе Upwork, главное – адекватно оценивать свои возможности. «Спрашивайте себя: востребованы ли мои навыки? Насколько они перспективны? Над какими навыками работать сейчас, чтобы усилить свой потенциал в ближайшие годы?

Вывод — Учиться на протяжении всей жизни – единственный способ выжить.